Социальная поза
Действительно ли все они страдают депрессией? Сплин — это невроз и «социальная поза», продукт культуры. Но разве нельзя отнести к «реактивным» депрессиям те, что возникли под действием культуры, моды, литературы? Стоит отметить, что эти меланхолические бродяги заражали своей болезнью местных жителей, давали им образцы поведения, которому можно было с легкостью подражать. Жан-Жак Руссо в возрасте двадцати шести лет в приступе «черной меланхолии», убежденный, что у него «полип в сердце», оставляет госпожу де Варан и отправляется в Монпелье; попутчикам он представляется англичанином по фамилии Даддинг. Зачем это притворство и этот псевдоним? Руссо недавно прочел романы аббата Прево и знает, что истинный меланхолик — непременно англичанин. Псевдоним помогает ему представить себя и свой недуг во внушительном свете, как он того желал.
В ту же эпоху возникают более амбициозные теории, опирающиеся на традицию, которая восходит к Платону и Птолемею. В «Практической музыке» испанца Рамоса де Парехи, вышедшей в 1482 году, четыре основных тональности соотнесены с четырьмя темпераментами и их планетами. Tonus protus соответствует флегме и луне, tonus deuterus — желчи и Марсу, tonus tritus — крови и Юпитеру, tonus tetartus — меланхолии и Сатурну. Но самое дерзкое теоретическое построение, объединившее в рамках стройного учения философию, медицину, музыку, магию и астрологию, принадлежит, конечно, Марсилио фичино и его ученикам.